Жан-Батист Гро (1793 – 1870). Салон барона Гро, ок. 1874

Луи Нердейн (1846 – 1915) Химера, Нотр-Дам, 1889
Созданная Виолле-ле-Дюком, Стрига известна в фотографиях Шарля Негра (1820 – 1880), гравюрах Шарля Мериона (1821 – 1868),
как Химера в фотографии Нердейна и в офортах Мари Данс (1866 – 1942). 

Марк Шагал преподает новое искусство молодому поколению, Белоруссия, Витебск, лето 1918 г. (шифр 08.5) 

Скачать статью целиком (PDF, 4Mb)   

 

 

«Увиденным – владеем. Так пойдем
Жить странствуя –
Нет слаще ничего.
Все зримое – при нас. Чего же ждем?
Увидеть мир – есть покорить его».

(Пьер-Жан де Беранже, Цыгане, 1812)

Ночь в музее

Представление Беранже о цыганах, «присваивающих» мир через видение зримого, вызвало мощную реакцию современников. С точностью до наоборот, эпоха предпочла настойчивое Богатейте!, основанное на принципе «Счастье – в собственности».

Увидеть мир – есть покорить его. Другое значение сказанного взывает к памяти. Полная амнезия, наблюдаемая у индивидуума или общества, является ослеплением, утратой контроля, тогда как «некорректные» события сопровождает воспоминание фрагментарное, отредактированное, заключенное в рамку. 

Со всей совокупностью изобретений, начавшихся с фотографии, человек получил в свое распоряжение новые возможности фиксации историй, как реальных, так и придуманных. Один за другим, различные слои общества приняли в качестве излюбленных средств репрезентации изображение, зафиксированное фотосъемкой, и движущуюся картинку кино, изобретенные художниками и учеными. Присутствие науки дало повод к постановке вопроса о том, является ли фотография искусством?

  Впервые ситуация обострилась в 1857 году: Альфред-Эмильен, граф де Ньюверкерке, отказался дать разрешение на участие работ фотографов в выставке Салона изобразительных искусств, и вскоре за ним надолго последовало значительное число прочих учреждений. Дебаты завершились спустя полтора века в 2008 году, этому способствовали организованная Лувром выставка «Делакруа и фотография», и выставка Музея Метрополитэн, демонстрирующая работы 13 художников, мощь и упорство которых в создании визуальных шедевров достойны  восхищения. Удивительная символичность: подобно тому, как лондонская выставка Книгопечатание и разум, посвященная пятисотлетнему юбилею печатной книги, проходила в эпоху угасания книгопечатной традиции, этот нью-йоркский показ совпал с исчезновением понятия негатива и печати снимков на бумаге.

Ретроспективный анализ того длительного сумрака, в котором на протяжении ста пятидесяти лет находились экспонирование и изучение фотографий, демонстрирует нам постоянное присутствие двух основных проблем – прежде всего, сложности организации коллекций, сюжет которых выходит за рамки предмета локальных культуры и истории, а также проблемы отбора отдельных отпечатков из общей внушительной массы и их последующего описания.

   Цензура текста, древняя, как само письмо, нередко служила оправданием кострам и аутодафе, цензура изображения приводила к военным конфликтам… Авторитарные режимы  всегда проявляли максимальное внимание к поддержанию массовой амнезии путем цензуры изображений, однако, ничто не сравнится с визуальными ограничениями, налагаемыми теократией. В Восточной Римской империи и на Западе эпоха уничтожения и тотального запрета изображений завершилась к 787 г. победой иконопочитателей над иконоборцами, тем не менее, и впоследствии использование изображений оставалось жестко кодифицированным вплоть до начала эпохи Ренессанса.

Федерико Зери так определил этот феномен: «На протяжении тысячелетия, последовавшего после развала Западной Римской империи, … тяжелые социальные потрясения, войны III века и религии, основанные на таинствах и заимствованной с Востока эсхатологии, способствовали переориентации изобразительного искусства, устремившегося ко все более символическому выражению, тогда как описание объективной реальности, основанное на взгляде и прикосновении, оказалось заброшенным» (F. Zeri, Mythe visuel de l’Italie, p. 7).

Полный текст исследования доступен в PDF-файле.

(c) Московский фотографический Салон 2014. При цитировании ссылка на источник обязательна.